Распространение лучших практик проекта «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!»

Результаты реализации мероприятий проекта «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока», поддержанного Фондом президентских грантов, показали высокий интерес к проекту со стороны всех заинтересованных акторов (школьники и их родители, студенты вузов и колледжей, педагоги и руководители школ, региональные органы власти в сфере образования, труда и занятости населения, федеральные органы власти).

Итоговые количественные результаты реализаций мероприятий проекта многократно превзошли запланированные показатели. Лучшие практики проекта нашли отражение в научных публикациях и представлены вниманию научной общественности на Всероссийских конференциях. Одной из таких конференций стал XX Всероссийский симпозиум по прикладной и промышленной математике (23-27 сентября 2019 года), на котором в секции «Социология, психология» был представлен доклад директора Центра бюджетного мониторинга, профессора В.А. Гуртова «Механизмы управления трудовой мобильностью выпускников с ориентацией на арктические и дальневосточные регионы».

Доклад вызвал интерес и оживленную дискуссию у участников Симпозиума. Материалы доклада опубликованы в научном журнале «Обозрение прикладной и промышленной математики».

В эти же сентябрьские дни в федеральном журнале «Служба занятости» вышла статья «Всероссийский урок профориентации» с авторством исполнителей проекта с представлением лучших практик проекта. Детальный анализ обратной связи от целевой аудитории проекта представлен в статье «Профессиональное самоопределение школьников 8-10 классов арктических и дальневосточных регионов: социологический анализ» с авторством Анны Симаковой, ответственного исполнителя проекта в научном журнале «Социологическая науки и социальная практика».

Распространение лучших практик проекта «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!» в научной и профессиональной среде способствует формированию позитивного имиджа регионов Арктики и Дальнего Востока в молодежной среде и осознанного понимания возможности построения успешной карьеры и жизни в Арктике и на Дальнем Востоке.

Проект «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока» представлен на Стратегической сессии – Арктика 2035

В Национальной библиотеке Республики Карелия в Петрозаводске 17 сентября состоялась совместная Стратегическая сессия в рамках подготовки проекта «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2035 года». Стратегическая сессия организована дискуссионным клубом ПОРА (Проектный офис развития Арктики) совместно с Минвостокразвития России и Правительством Республики Карелия.

Анна Симакова – ведущий специалист Центра бюджетного мониторинга – представила на этой Стратегической сессии результаты реализации проекта «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока», поддержанного Фондом президентских грантов. Проект успешно реализован в 2019 году. В ключевом мероприятии проекта – Всероссийском профориентационном уроке «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!» – приняло участие около 50 тысяч школьников из 25 субъектов Российской Федерации. Центром подана заявка в Фонд президентских грантов на его продолжение в 2020 году.

Участников экспертной сессии в режиме видеоконференции приветствовал Александр Крутиков, заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. Он наметил главные направления для обсуждения: «Главные вопросы — как обеспечить повышение качества жизни людей в Арктической зоне; как ускорить экономический рост на территориях, которые в нее входят; как обеспечить условия для развития малого и среднего бизнеса. Также важно обеспечить сохранность экосистем. Неправильно принимать решения по этим вопросам, не посоветовавшись с представителями бизнеса, которые ведут деятельность в непростых арктических условиях, экспертами, представителями коренных народов».

Председательствовал на заседании экспертной сессии Дмитрий Родионов, заместитель Премьер-министра Правительства Республики Карелия по вопросам экономики. Модератором выступил Александр Стоцкий координатор программ ПОРА.

Среди участников сессии были представители власти, научной общественности и бизнеса Республики Карелия.

Каждый участник представил направление для развития в Республике Карелия и конкретные предложения для включения в Стратегию развития Арктики. Основные предложения касались развития производственных мощностей Республики, развитие рыбоводства и туризма.

Участники сессии отметили также важность формирования и поддержания в общественном сознании положительного имиджа арктических регионов, особенно в молодежной среде.

Подводя итоги и обобщая предложения участников стратегической сессии, Александр Крутиков отметил важность формирования прогноза кадрового обеспечения экономики арктических регионов, исследования возможностей системы профессионального образования на кадровые запросы арктических компаний, которые были представлены в докладе Анны Симаковой. После завершения Стратегической сессии Центр бюджетного мониторинга направил в Минвостокразвития конкретные предложения по этим вопросам.

Проект Центра бюджетного мониторинга «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока» – победитель конкурсного отбора практик и моделей профориентационной деятельности

5 сентября 2019 года подведены итоги Всероссийского конкурсного отбора практик и моделей профориентационной деятельности для федерального проекта «Билет в будущее».

Проект  Центра бюджетного мониторинга «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока» (http://dv-arctic.labourmarket.ru ), поддержанный Фондом президентских грантов в 2018 году, стал победителем в номинации «Модели и технологии профориентации, направленные на повышение осознанности выбора профессии у детей» (8-9 класс, короткие форматы до 3-х часов).

Конкурсный отбор проводился Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс) Россия» в период с 20 июня по 5 сентября 2019 года. Цель Конкурсного отбора заключалась в выявлении, распространении и использовании эффективных профориентационных практик в рамках федерального проекта ранней профессиональной ориентации школьников 6-11 классов «Билет в будущее».

Практики, вошедшие в реестр финалистов конкурса, будут рекомендованы для использования в проекте «Билет в будущее» и предложены для тиражирования во всех регионах России.

Подробная информация о результатах конкурсного отбора размещена на сайте: http://bilet-help.worldskills.ru/contest-results

Центр бюджетного мониторинга принял участие в экспедиции по Кольскому полуострову

В период с 26-29 августа 2019 Центр бюджетного мониторинга ПетрГУ принял участие в научной экспедиции по Кольскому полуострову (Кировск, Апатиты, Мончегорск, Ревда, Ловозеро).

Экспедиция состоялась в рамках проекта, поддержанного РФФИ и Академией Финляндии на тему «Жить? Работать? или Уехать? Благополучие молодежи и жизнеспособность (пост) добывающих Арктических промышленных городов России и Финляндии». Руководителем проекта с российской стороны является Айталина Иванова, доцент Северо-Восточного федерального университета им. Аммосова; с финской стороны — Флориан Штаммлер, профессор антропологии Арктического центра Университета Лапландии.

С российской стороны в проекте также участвует Центр бюджетного мониторинга ПетрГУ, который представляли в экспедиции ведущий научный сотрудник, д.полит.наук Мария Питухина и ведущий специалист Анна Симакова.

Команда проекта
   
География экспедиции — Кольский полуостров
 

Целью экспедиции стало не только представление ЦБМ полученных результатов социологических исследований молодежи в 3-х субъектах Арктики, но и верификация в полевых условиях полученных количественных данных качественными оценками в ходе непосредственного общения с молодежью.

26 августа в Кировске состоялось обсуждение итогов первого года проекта. Центр бюджетного мониторинга представил результаты социологического опроса молодежи, проживающей в 3-х субъектах Арктической зоны РФ (ЯНАО, Мурманская область, РСЯ). В опросе приняли участие 515 респондентов. На основании методологии ВЦИОМ также был подсчитан индекс счастья молодежи, проживающей в этих регионах. Как оказалось, молодежь Мурманской области является самой счастливой, на втором месте — молодежь Республики Саха (Якутия), на третьем месте – молодежь из ЯНАО (Новый Уренгой).

После представления результатов первого года проекта и обсуждения планов на второй год, в Кировске состоялась встреча с молодежью, работающей на предприятии ФОСАГРО, головного предприятия Кировско-Апатитского района по добыче апатита. Предприятие ФОСАГРО, флагман горно-химической отрасли страны, отметило своё 90-летие масштабно, в том числе крупными проектами. Так, была добыта 2-миллиардная тонна руды, продолжается реализация программы совместно с ЮНЕСКО «Зеленая химия для жизни» – взнос компании в реализацию этого проекта составил в период с 2013-2022 годы 2,5 млн.долларов. Вечером того же дня состоялась встреча с молодыми предпринимателями Кировска, реализующими свои проекты в различных областях.

Встреча с молодежью ФОСАГРО Кировск
   
Семинар по проекту
 

27 августа состоялась экскурсия в филиал МАГУ в Кировске. В ходе экскурсии гостей познакомили с возможностями виртуальных эмуляторов, тренажеров-симуляторов буровых установок, очков виртуальной реальности. После экскурсии все собрались за круглым столом со студентами филиала, где в ходе обсуждения особое внимание было уделено проблемам развития малых северных городов. Ребята рассказали о планах на будущее, обсудили перспективы развития своего города. В тот же день состоялась встреча с сотрудниками Центра молодежи в г. Апатиты. В штате центра работает 17 человек, это самый крупный молодежный центр Мурманской области, реализующий проекты самой разной направленности.

28 августа команда проекта прибыла в небольшой посёлок Ревда с населением 7000 человек. В музее поселка после экскурсии состоялась встреча с местной молодежью за чашкой чая, далее встреча продолжилась в местном антикафе до позднего вечера. Во встрече принял участие мэр Ревды (глава поселковой администрации), 32 года, который рассказал о проблемах посёлка.

Встреча с молодежью в Ревде
   
Встреча с молодежью в Апатитах
 

29 августа в Ревде в первой половине дня была организована поездка участников экспедиции на Ловозерский ГОК, предприятие Ловозерского района по добыче лопарита, ценнейшего минерала, в котором содержится титан. На предприятии удалось переговорить с работающей молодежью, после группа выдвинулась в саамское село Ловозеро с экскурсионной программой.

Ловозеро
   
Хибины
 

Команда проекта договорилась представить результаты первого года проекта широкой международной общественности на конференции Rovaniemi Arctic Spirit, которая состоится в ноябре 2019 года в г. Рованиеми.

Проект «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока» — в тренде стратегических ориентиров по развитию Арктики

29 августа 2019 года Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики провел арктический конгресс «Арктика – территория объединения компетенций». (http://www.spbarcticcongress.ru/). В конгрессе приняли участие около 400 ученых, представителей бизнеса, специалистов органов власти, профессиональных и общественных объединений.

Гостей и участников Конгресса поприветствовал Специальный представитель Президента Российской Федерации по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров. Он подчеркнул, что Санкт-Петербург есть и будет полярной столицей России. После приветствия состоялась Панельная дискуссия «Промышленный и научный потенциал Санкт-Петербурга для реализации стратегических задач социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации». Далее тематическое направление Конгресса было представлено на двух стратегических сессиях – «Молодежный потенциал Санкт-Петербурга. Подготовка кадров для Арктики» и «Туристический потенциал Арктической зоны Российской Федерации».

На Конгрессе проект «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока» был удостоен внимания. Руководитель Ассоциация Полярников Санкт-Петербурга, вспоминая о Круглом столе в Государственной Думе 17 декабря 2018 года (http://www.komitet2-1.km.duma.gov.ru/Meropriyatiya-Komiteta/item/17740258/), в своем выступлении акцентировал внимание на важности проводимых в рамках проекта «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока» профориентационных мероприятий.

От Центра бюджетного мониторинга (http://openbudgetrf.ru/) в Конгрессе принял участие руководитель Центра, профессор В.А. Гуртов, который презентовал модератору и выступающим  на сессии раздаточные материалы по проекту «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!».

Министерством науки и высшего образования Российской Федерации запланировано создание межрегиональных научно-образовательных центров (НОЦ) для развития Арктики (http://government.ru/projects/selection/740/). На данный момент два ведущих федеральных университета выступают как перспективные  площадки для создания таких  НОЦ – СВФУ имени М.К. Амосова (Якутск) и САФУ имени М.В. Ломоносова (Архангельск). На Конгрессе состоялось торжественное подписание соглашения о научной кооперации по созданию НОЦ на базе СВФУ имени М.К. Амосова.

В.А. Гуртов  обсудил возможности  участия  в 2020 году в   организации Всероссийского профориентационного урока «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока» с представителями Макаровского морского университета, Российского гидромета, Института океангеологии и другими.

Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики является стратегическим партнером проекта «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока» по арктическому направлению. Ранее, 4 июня 2019 года, Комитетом и Центром бюджетного мониторинга вопросы подготовки квалифицированных кадров, возможностей образовательной системы и профориентации молодежи  Санкт-Петербурга были обсуждены в рамках семинара-совещания «Всероссийский профориентационный урок «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!»: итоги и перспективы развития».(https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/arkt/news/171837/)

Состоялся шестой методический вебинар по обсуждению перспектив развития проекта «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!»

23 июля 2019 года с 10:00 до 11:00 по московскому времени в формате онлайн-трансляции в сети Интернет прошел шестой методический вебинар на тему «Перспективы развития проекта «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!»

Участниками вебинара стали педагоги, профильные специалисты, методисты, которые участвовали в организации и проведении Всероссийского профориентационного урока, а также представители региональных рабочих групп из Республики Карелия, Санкт-Петербурга, Кировской области, Воронежской области, Республика Саха (Якутия), Забайкальского края, Сахалинской области, Амурской области.

От Центра бюджетного мониторинга в шестом методическом вебинаре приняли участие В.А. Гуртов, И.С. Степусь и А.В Симакова.

В.А. Гуртов выступил о перспективах развития проекта «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока», которые были определены по итогам семинаров-совещаний в Хабаровске и Санкт-Петербурге. Валерий Алексеевич отметил, что перспективные направления развития проекта отражены в заявке на пролонгацию проекта в 2020 году, которая будет подаваться на конкурс Фонда президентских грантов. Мероприятия заявляемого проекта нацелены на закрепление в молодежном сознании престижности (для себя) и важности (для страны) мотивационной стратегии «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока».

Содержательная часть вебинара была представлена сообщениями Степусь И.С. и Симаковой А.В., в ходе которых они более развернуто остановились на некоторых перспективных направлениях развития проекта.

И.С. Степусь рассказала о расширении целевой аудитории Всероссийского профориентационного урока за счет привлечения студентов вузов и колледжей. Участие этих категорий в мероприятиях проекта особенно важно, поскольку студенты вузов и колледжей, в отличие от школьников – это уже более подготовленная группа молодежи, которая выбрала профессию и могла бы профессионально попробовать себя в работе в Арктике и на Дальнем Востоке. Контентом для данной целевой аудитории выступит информация о стажировочных площадках и местах производственной практики на предприятиях-флагманах развития Арктики и Дальнего Востока, которая будет представлена на Интернет-портале «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока».

В выступлении А.В. Симаковой шла речь о необходимости освещения успешных карьер выпускников вузов и колледжей, начавших свой профессиональный путь в компаниях Арктики и Дальнего Востока. Одним из таких мероприятий является Всероссийский конкурс видеороликов «Успешная карьера начинается в Арктике и на Дальнем Востоке». Анна Васильевна рассказала об итогах конкурса 2018 года и сообщила о конкурсе, проведение которого запланировано на январь – апрель 2020 года.

В заключении вебинара В.А. Гуртов поблагодарил докладчиков за выступления и подвел краткие итоги вебинара.

Интернет-трансляция вебинара проходила в режиме оn-line. Техническую поддержку вебинара обеспечили РЦ НИТ и Медиацентр ПетрГУ. Видеозапись вебинара доступна на Интернет-портале «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока» в разделе «Мероприятия проекта» по ссылке: http://dv-arctic.labourmarket.ru/actual/webinar6.

Шестой методический вебинар завершил серию обучающих вебинаров по подготовке к организации и проведению Всероссийского профориентационного урока «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока».

«Мероприятие проведено с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов»

На пятом методическом вебинаре обсудили возможности использования контента Интернет-портала «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!»

11 июля 2019 года с 10:00 до 11:00 по московскому времени в формате онлайн-трансляции в сети Интернет прошел пятый методический вебинар на тему: «Контент Интернет-портала «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!» как дополнительный инструмент формирования компетенций школьников».

Участниками вебинара стали педагоги, профильные специалисты, методисты, которые участвовали в организации и проведении Всероссийского профориентационного урока, из Республики Карелия, Республики Коми, Мурманской области, Архангельской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Красноярского края, Приморского края, Сахалинской области, Воронежской области. Согласно отчетной информации школ организацией и проведением Всероссийского профориентационного урока «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!» занимались около 1,5 тысяч учителей, классных руководителей, педагогов-организаторов, психологов и других категорий школьных педагогических работников.

От лица организаторов вебинара с приветственным словом выступила Симакова А.В., краткие сообщения по тематике вебинара представили Прожеева Е.В. и Степусь И.С. Особенностью вебинара стало подключение в режиме скайпа и выступление коллег из других регионов России – Захарова Л.В. (Тюменская область) и Исаевой Е.А. (Республики Коми), которые поделились региональным опытом использования контента Интернет-портала «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!» в профориентационной работе со школьниками.

Захаров Л.В., заместитель начальника отдела профессиональной ориентации граждан Центра занятости населения г. Тюмени и Тюменского района, рассказал о том, как материалы Интернет-портала «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!» используются в решении задач профориентационного элективного курса для учащихся 9-х классов «Перспектива», массово реализуемого в школах г. Тюмени с 2015 года. Также в своем выступлении Леонид Васильевич озвучил некоторые предложения по развитию молодежной стратегии «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока», в числе которых организация экскурсионных туров для старшеклассников и студентов из регионов-доноров в регионы Арктической зоны России и Дальнего Востока.

Прожеева Е.В., директор средней школы №35 г. Петрозаводска выступила с сообщением на тему «Всероссийский профориентационный урок как дополнительный инструмент формирования компетенций в рамках изучения дисциплин». Елена Владимировна кратко изложила традиционный сценарий проведения профориентационного урока, а также акцентировала внимание на том, как можно включить профориентационный урок в образовательный процесс с учетом календарно-тематического планирования по таким школьным дисциплинам, как: география, обществознание, технология, родной регион, информатика.

В выступлении Исаевой Е.А., ведущего специалиста-эксперта отдела развития общего образования и воспитания Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Интернет-портал был представлен как дополнительный инструментарий в рамках проведения Всероссийских открытых уроков «Проектория» и проекта «Билет в будущее». Елена Александровна отметила, что Всероссийские открытые уроки «Проектория» и проект «Билет в будущее» знакомят школьников с общими сведениями о востребованных профессиях, а профессиограммы, представленные на Интернет-портале «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!», органично дополняют эту информацию и дают школьникам возможность ознакомиться с региональными характеристиками востребованных профессий.

Степусь И.С. рассказала и на конкретных примерах показала, как контент Интернет-портала «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока» может быть использован для перехода на другие стадии профессионального самоопределения школьников – активизирующую профориентацию и выбор образовательной траектории. Ирина Сергеевна отметила, что Всероссийский профориентационный урок и контент Интернет–портала «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!» неразрывно связан с последующими стадиями профессионального определения и может быть интегрирован в различные профориентационные мероприятия как федерального, так и регионального уровней.

В заключении вебинара Гуртов В.А., директор Центра бюджетного мониторинга, задал вопросы участникам, поблагодарил их за выступления и подвел краткие итоги вебинара.

Интернет-трансляция вебинара проходила в режиме оn-line. Техническую поддержку вебинара обеспечили РЦ НИТ и Медиацентр ПетрГУ.
Видеозапись вебинара доступна на Интернет-портале «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока» в разделе «Мероприятия проекта» по ссылке: http://dv-arctic.labourmarket.ru/actual/webinar5

«Мероприятие проведено с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов»

ЦБМ на семинаре в Тюбингене представил проект «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока»

С 1-6 июля 2019 года в Тюбингене (Германия) состоялся российско-германский семинар на тему «Local governance and public well-being».

Участники семинара – ученые Тюбингенского и Петрозаводского университетов. В составе делегации от ПетрГУ в семинаре приняла участие доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Центра бюджетного мониторинга Мария Питухина.

Семинар в Тюбингене начался с тематики о благополучии (well-being).

Доктор политических наук Даниэль Бур в своем докладе концентрировался на связи социальной активности и инноваций. Интересны были его примеры о дигитализации, в частности, о том, как интернет формирует новую среду жизни, разрушая границы между столичными центрами и провинцией.

Профессор Рольф Франкенбергер рассказал о результатах исследования демократии, в рамках которого было проведено интервьюирование 114 респондентов. Вопросы были открытыми и задавались спонтанно различным людям. Как оказалось, демократия может не только защитить граждан, но и создать проблемы для общества. Как пример тому, Рольф привёл историю Германии 1930-х годов, когда совершенно демократическим путём пришла к власти нацистская партия Гитлера.

Представители ПетрГУ представили различные доклады, в основном это были лучшие практики по Карелии и Петрозаводску. Так, Елена Черненкова, доцент кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений рассмотрела ситуацию с Петрозаводскими НКО. На 1 тысячу человек в столице Карелии приходится в среднем по 3 НКО, тогда как в Северо-Западном федеральном округе их будет всего 1,7 НКО. Получается, что в Петрозаводске общественная жизнь и богата, и разнообразна, в том числе и благодаря грантам, которые некомерческие организации научились выигрывать. В 2017-2018 г. 77% денежных средств на свою работу петрозаводские НКО получили по президентским гранатам, причём петрозаводские НКО работают не только в Петрозаводске, 50% своих мероприятий они проводят в районах Карелии.

Мария Питухина представила результаты большого проекта, поддержанного Фондом Президентских грантов «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!». В рамках проекта были разработаны «барометры занятости» для регионов Арктики и Дальнего Востока, показывающие уровень востребованности различных профессий. Всероссийский профориентационный урок предоставил возможность знакомства старшеклассников с профессиями, востребованными на региональных рынках труда. 50 тысяч школьников старших классов приняли участие в этом уроке.

В завершении своего визита группа из Петрозаводска посетила замок прусского баронского рода Гогенцоллернов.

В 2019 году отмечается 30-летие побратимских связей г.Петрозаводска и немецкого города Тюбингена (федеральная земля Баден-Вюртенберг). В октябре 2019 года делегация из Тюбингена в составе сотрудников мэрии и Тюбингенского университета посетит Петрозаводск с официальным визитом. Планируется организация круглого стола, посвященного 30-летию побратимских связей, а также совместное пленарное заседание в Общественной Палате Республики Карелия.

На четвертом методическом вебинаре подвели итоги Всероссийского профориентационного урока «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!

5 июля 2019 года с 10:00 до 11:00 по московскому времени в формате онлайн-трансляции в сети Интернет прошел четвертый методический вебинар на тему: «Итоги организации и проведения Всероссийского профориентационного урока «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!».

Всероссийский профориентационный урок «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока, инициированный Центром бюджетного мониторинга и поддержанный Фондом президентских грантов, проходил в феврале-марте 2019 года в регионах Арктики, Дальнего Востока и в регионах-донорах молодых кадров для Арктики. В уроке приняли участие около 50 тысяч школьников 8-10 классов из 25 субъектов Российской Федерации.

Участниками вебинара стали представители рабочих групп по подготовке и проведению Всероссийского профориентационного урока из Республики Карелия, Мурманской области, Красноярского края, Камчатского края, Республики Саха (Якутия), Приморского края, Амурской области, Республики Башкортостан.

От лица организаторов вебинара с краткими сообщениями выступили представители Центра бюджетного мониторинга: Гуртов В.А., Степусь И.С. и Симакова А.В.

Степусь И.С. представила количественные итоги участия субъектов РФ во Всероссийском профориентационном уроке «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!», которые были сформированы на основе отчетной информации, полученной из школ в соответствии с утвержденной формой. Также в своем выступлении Ирина Сергеевна представила обобщенное мнение, как педагогического сообщества, так и школьников – непосредственных участников Всероссийского профориентационного урока «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока», которое показало, что проведение такого профориентационного мероприятия в предложенном формате является инновационным, актуальным, познавательным и востребованным.

В.А. Гуртов, руководитель рабочей группы по подготовке и проведению профориентационного урока выступил с сообщением об очных семинарах-совещаниях в Хабаровске и Санкт-Петербурге, на которых были представлены итоги Всероссийского профориентационного урока «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!». Валерий Алексеевич акцентировал внимание на резолютивной части этих мероприятий, где была подчеркнута важность и необходимость продолжения практики проведения Всероссийского профориентационного урока «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока» в 2020 и 2021 годах, расширения целевой аудитории Всероссийского профориентационного урока, расширения географии проведения Всероссийского профориентационного урока и др.

В выступлении Симаковой А.В. были представлены содержательные результаты диагностического анкетирования школьников до и после урока, отражающие особенности профессионального самоопределения школьников 8-10-ых классов регионов-участников урока. Анна Васильевна отметила, что представляя свое профессиональное будущее, школьники арктических и дальневосточных регионов нацелены сначала на получение профессионального образования, затем на успешное трудоустройство. Большинство проекций будущего описаны оптимистично, обучающиеся верят в свои силы и возможности, 50% опрошенных школьников выразили заинтересованность в начале своего профессионального пути в арктических и дальневосточных регионах.

В режиме скайпа к участию в четвертом методическом вебинаре присоединились представители республиканского ресурсного центра «Юные якутяне» (Республика Саха (Якутия)) – Т.А. Филиппова и В.В. Филиппова. Татьяна Анатольевна рассказала об использовании региональных ресурсов по профориентации школьников в рамках Всероссийского профориентационного урока «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!», поделилась уникальным опытом профориентационной работы Республики Саха (Якутия).

Интернет-трансляция вебинара проходила в режиме оn-line. Техническую поддержку вебинара обеспечили РЦ НИТ и Медиацентр ПетрГУ.

Видеозапись вебинара доступна на Интернет-портале «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока» в разделе «Мероприятия проекта» по ссылке: http://dv-arctic.labourmarket.ru/actual/webinar4

«Мероприятие проведено с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов»

На семинаре в Смольном представлены итоги Всероссийского профориентационного урока «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!»

4 июня 2019 года в Смольном (Санкт-Петербург) состоялось семинар-совещание «Всероссийский профориентационный урок «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!»: итоги и перспективы развития». Семинар-совещание было организовано Центром бюджетного мониторинга совместно с Комитетом Санкт-Петербурга по делам Арктики. Мероприятие прошло в Смольном — историческом месте Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург, наряду с технологическим, техническим и научным обеспечением развития экономики Арктики и Дальнего Востока, особое положение занимает и в кадровом обеспечении этих территорий. Ежегодно свыше 2,5 тысяч выпускников вузов и колледжей Санкт-Петербурга начинают свою трудовую деятельность в арктических и дальневосточных компаниях.

Участниками семинара-совещания стали представители рабочих групп по подготовке и проведению Всероссийского профориентационного урока из республик Коми и Карелии, Мурманской и Архангельской областей, Главы Представительств в Санкт-Петербурге субъектов Арктической зоны России: Мурманской и Архангельской областей, Республики Саха (Якутия), Ненецкого автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также главы 18 муниципальных районов Санкт-Петербурга.

С вступительным словом к участникам семинара-совещания обратились временно исполняющий обязанности председателя Комитета Андрей Лобанов и директор Центра бюджетного мониторинга Валерий Гуртов.

Модератором мероприятия была Мария Питухина — ведущий научный сотрудник Центра. Анна Симакова — ведущий специалист Центра — в основном выступлении представила итоги участия субъектов Российской Федерации во Всероссийском профориентационном уроке. Тематика Арктики и Дальнего Востока востребована в молодежной среде, профориентационный урок прошел в 25 субъектах Российской Федерации, приняло участие 755 образовательных организаций, около 50 тысяч школьников.
С сообщением об особенностях проведения Всероссийского профориентационного урока, возможностях интеграции урока в другие федеральные проекты по профориентации выступили участники из Ямало-Ненецкого автономного округа, Санкт-Петербурга, Архангельской и Мурманской областей и Республики Коми.

Выступления участников семинара-совещания были конструктивными и нацелены на информирование выпускников вузов и колледжей о возможностях реализации успешной карьеры в арктических и дальневосточных компаниях по востребованным профессиям, формирование позитивного имиджа Дальнего Востока и Арктики в молодежной среде.

В заключительном слове Андрей Лобанов отметил, что важно инициировать, поддерживать и участвовать в реализации подобных проектов. Они являются эффективным инструментом и служат базой для взаимодействия в вопросах реализации государственной политики по формированию механизмов привлечения молодежи в Арктику и на Дальний Восток.

В резолюции семинара-совещания его участники отметили, что считают опыт проведения Всероссийского профориентационного урока «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока» успешным и рекомендуют продолжить в 2020 и 2021 годах практику проведения урока.

«Мероприятие проведено с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов»