Центр бюджетного мониторинга провел семинар–совещание в Хабаровске

16 мая 2019 года в городе Хабаровске состоялся семинар – совещание «Всероссийский профориентационный урок «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока»: итоги и перспективы развития» с участием представителей субъектов Дальневосточного федерального округа. Семинар-совещание было организовано Центром бюджетного мониторинга, в рамках реализации проекта «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока», поддержанный Фондом президентских грантов.

Всероссийский профориентационный урок «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока проходил в феврале-марте 2019 года в регионах Арктики, Дальнего Востока и в регионах-донорах, выпускники вузов и колледжей которых традиционно начинают трудовой путь в арктических и дальневосточных компаниях. В уроке приняли участие около 50 тысяч школьников 8-10 классов из 25 субъектов Российской Федерации (http://dv-arctic.labourmarket.ru/workgroups).

В семинаре в Хабаровске приняли участие более 30 представителей региональных органов исполнительной власти, общественных организаций, а также педагоги из 8 дальневосточных регионов России, в том числе из Республики Саха (Якутия), Хабаровского, Приморского и Забайкальского края, Амурской, Камчатской и Сахалинской области, Еврейской автономной области.

Семинар проходил на базе гостиничного комплекса «Ерофей», расположенного в центре города. В гостинице – удобный конференц-зал, организация питания и номера для проживания гостей.

Наиболее многочисленная делегация была из Хабаровского края, в ее составе – представители Министерства образования и науки, Комитета по труду и занятости населения, Общественной палаты, а также педагогов школ, участвовавших в проведении Всероссийского профориентационного урока.

С приветственным словом к участникам семинара обратились – Гуртов В.А., директор Центра бюджетного мониторинга и Алексеева Ю.Н., начальник отдела Минобрнауки Хабаровского края.

В содержательной части семинара Гуртов В.А., директор Центра бюджетного мониторинга выступил с двумя сообщениями «Потребность экономики в кадрах и система образования в субъектах Дальневосточного федерального округа» и «Интернет-портал «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока» как инструментарий для проведения Всероссийского профориентационного урока».

Опыт дальневосточных регионов был представлен двумя сообщениями. С сообщением «Краевой проект «Компас самоопределения» инвестиции в будущее» выступила Митрейкина А.А. – директор Центра системных инноваций Хабаровского краевого института развития образования; с сообщением «Участие ресурсного центра в организации Всероссийского профориентационного урока в школах Республика Саха (Якутия)» выступила Павлова В.Н., методист республиканского ресурсного центра «Юные Якутяне».

В ходе обсуждении этих сообщений выступили Ярославцева Т.А. – член Общественной палаты Хабаровского края, Зозолева А.В. – начальник Управления формирования контингента студентов Тихоокеанского государственного университета, Кутузова Т.В., заместитель директора «Забайкальского детско-юношеского центра.

      

Егорова Т.А., сотрудник Хабаровского представительства Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке выступила с сообщением о направлениях работы Агентства в сфере профессиональной ориентации учащихся.

Во второй половине дня участники семинара работали в группах, где в рамках SWOT–анализа рассматривали перспективные направления развития Интернет–портала в 2020 году.

В свободное время гости могли познакомиться с Хабаровском. Это достаточно молодой город на берегу реки Амур, основан в 1858 году. Сейчас в Хабаровске проживает 620 тыс. человек. Рядом – Китайская народная республика, но как ни странно, на улицах Хабаровска не встречаются ни китайцы, ни другие жители Юго-Восточной Азии, а также представители среднеазиатских республик.

На улицах города чисто, хорошие дороги, много зелени и молодежи. Хабаровск – крупнейший образовательный центр на Дальнем Востоке. В Хабаровске находится Тихоокеанский государственный университет, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Дальневосточный государственный медицинский университет, Дальневосточная государственная академия физической культуры, Хабаровский государственный университет экономики и права, Хабаровский государственный институт культуры, Хабаровский пограничный институт ФСБ России и Дальневосточный юридический институт МВД России.

По числу студентов на 10 тыс. населения Хабаровский край находится в числе российских лидеров, уступая только Томску, Москве и Санкт-Петербургу.

 

«Мероприятие проведено с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов»

Продолжаются работы по формированию прогноза кадровой потребности для города Севастополя

Центр бюджетного мониторинга по заказу Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя в 2019 году продолжает разработку прогнозных потребностей экономики Севастополя в квалифицированных кадрах с учетом программ развития города.

Город Севастополь имеет статус субъекта Российской Федерации, также как Москва и Санкт-Петербург. Ранее Центр бюджетного мониторинга выполнял подобные работы по кадровому прогнозированию для Москвы (2014—2017 гг.), Санкт-Петербурга (2014 г.) и Севастополя (2018 г.).

11 апреля 2019 года в Департаменте труда и социальной защиты населения города Севастополя состоялось рабочее совещание на тему: «Организация работы по формированию потребности в квалифицированных трудовых ресурсах в городе Севастополе». В этом совещании приняли участие представители Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ– Питухин Евгений Александрович, профессор, доктор технических наук; Степусь Ирина Сергеевна – начальник отдела прогнозирования; и Симакова Анна Васильевна – ведущий специалист.

На совещании Центром бюджетного мониторинга были представлены итоги работы 2018 года по формированию потребности в трудовых ресурсах на среднесрочный период 2018 — 2024 годы и особенности организации работ в 2019 году, а также новые факторы на рынке труда и их учет в методике прогнозирования кадровой потребности.

 

Органы власти города Севастополя заинтересованы в реализации работ по формированию прогноза кадровой потребности. В совещании приняли участия представители Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя, Департамента образования города Севастополя, Департамента экономического развития города Севастополя, Департамента городского хозяйства города Севастополя, Департамента сельского хозяйства города Севастополя, Департамента капитального строительства города Севастополя, Заместитель руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю.

 

Город Севастополь в силу своих природно-климатических особенностей, динамичного развития экономического и культурно-туристического потенциала является центром притяжения молодежи из разных регионов России. В то же время он может служить регионом-донором трудовых ресурсов для экономики Арктики и Дальнего Востока. Одним из инструментариев, позволяющим информировать о возможностях, как приезда в Севастополь для построения карьеры, так и карьерных возможностей других регионов России, является прогнозоориентированная профориентация школьников на востребованные профессии с использованием Интернет-портала «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока».

По итогам совещания участниками были внесены предложения, которые необходимо учесть при формировании потребности в квалифицированных трудовых ресурсах в городе Севастополе на 2019—2024 гг.

Севастополь произвел очень хорошее впечатление. Центр города отремонтирован, хорошие дороги, тротуары, везде много цветов. Общественный транспорт работает круглосуточно, новые автобусы и троллейбусы, а также маршрутки приятно радуют глаз пассажиров. Жители города приветливы, гостеприимны и искренне рады новому статусу Севастополя в составе Российской Федерации.

Центр бюджетного мониторинга на семинаре по миграции

10-12 апреля 2019 года в Казани — столице Республики Татарстан прошел межрегиональный семинар «Модель комплексного подхода к социальной адаптации и интеграции трудовых мигрантов». Семинар организован НКО «Новый век» при поддержке Правительства Республики Татарстан и ФАДН России. В семинаре приняли участие представители из 13 регионов России, в том числе из Республики Крым, Москвы и Санкт-Петербурга.

Интерес к тематике адаптации и интеграции трудовых мигрантов связан с высоким уровнем миграционного потока в Российскую Федерацию. В 2018 году зарегистрировано 18 млн. случаев постановки на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе почти 5 млн — прибывших на работу.

Карелию на этом форуме представила ведущий научный сотрудник Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ, член Общественной палаты Республики Карелия, д.пол.н. М.А.Питухина с докладом по опыту миграционного мониторинга в Республике Карелия и ХМАО-Югре.

Программа мероприятия включила в себя выступление представителя ФАДН России Виктории Леденевой, депутата Госдумы России Ирека Зиннурова, руководителей органов власти Республики Татарстан, презентации успешных региональных практик в сфере социальной адаптации трудовых мигрантов.

В рамках семинара его участники посетили Республиканский центр медицинского освидетельствования иностранных граждан, Центр помощи мигрантам, Дом Дружбы народов Республики Татарстан, Технополис и IT-парк.

Для участников семинара провели практическое занятие на базе сервисов для мигрантов, также участники посетили рынок, на котором работают около двух тысяч мигрантов из разных стран.

Казань производит очень хорошее впечатление на гостей. Город чистый, ухоженный, жители дружелюбные и приветливые.

Подведены итоги Третьего республиканского профориентационного урока «Живи, учись и работай в Карелии!»

В период с 11 по 15 марта 2019 года в школах Республики Карелия проходил Третий республиканский профориентационный урок для школьников 8-10-ых классов. Это, ставшее традиционным, ежегодное мероприятие признано уникальным опытом Республики Карелия, которое способствует формированию будущего кадрового потенциала региона.

Инициатором проведения республиканского профориентационного урока является Центр бюджетного мониторинга ПетрГУ, а в состав организаторов также вошли представители Министерства образования РК, Управления труда и занятости населения РК и Карельского института развития образования.

Согласно информации, поступившей в Петрозаводский государственный университет из школ Республики Карелия, Третий республиканский профориентационный урок организовали и провели 106 общеобразовательных организаций Республики Карелия, т.е. каждая вторая школа региона. В профориентационном уроке приняли участие 7 558 чел. – обучающихся 8-10-ых классов общеобразовательных организаций из всех муниципальных районов Республики Карелия, за исключением Муезерского района. Это составляет 47% от общего числа обучающихся 8-10-ых классов региона.

Наиболее активны в проведении профориентационного урока в 2019 году были школы Петрозаводского городского округа. По сравнению с прошлым годом численность обучающихся 8-10-ых классов школ города, принявших участие в профориентационном уроке, выросла более чем в два раза.

12 марта 2019 года для старшеклассников школы №35 г. Петрозаводска на базе Петрозаводского агентства занятости населения прошел открытый профориентационный урок. Урок провели Е.А.Фенько — профконсультант агентства занятости, Е.В. Прожеева — директор 35 школы и И.А. Валиулова — заместитель директора по воспитательной работе автотранспортного техникума, на базе которого создан Совет работодателей Республики Карелия.

Высокую активность в организации и проведении профориентационного урока по сравнению с прошлым годом также проявили школы Сортавальского, Калевальского, Питкярантского, Прионежского, Пряжинского, Пудожского районов Республики Карелия, а также Костомукшского городского округа.

Статистика участия в профориентационном уроке свидетельствует о том, что ежегодно повышается вовлеченность школ в процесс проведения профориентационного урока и увеличивается охват обучающихся 8-10-ых классов. В 2019 году число школ, в которых проводился профориентационный урок, выросло на 20% в сравнении с 2018 годом, а суммарная численность обучающихся 8-10-ых классов, принявших участие в профориентационном уроке, выросла в 1,5 раза.

Базовым Инструментарием для проведения урока стал Интернет-портал «Моя карьера» (http://mycareer.karelia.ru), где содержится информация о востребованных специальностях на рынке труда региона. В течение недели проведения Третьего республиканского профориентационного урока (11-15 марта 2019 года) количество просмотров Интернет-портал «Моя Карьера» превысило 52 тысячи, а число а число уникальных посетителей составило порядка 2,5 тысяч пользователей.

Особенностью Третьего республиканского профориентационного урока является его проведение в рамках Всероссийского профориентационного урока «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!», поэтому дополнительным инструментарием выступил одноименный Интернет-портал «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!» (http://dv-arctic.labourmarket.ru).

Результаты анкетирования школьников, проведенные в начале и в конце урока демонстрируют следующие положительные эффекты профориентационного урока с использованием Интернет-портала «Моя карьера: живи, учись, работай в Карелии!»: увеличение удельного веса школьников, определившихся с профессией, увеличение удельного веса школьников, знающих содержание будущей профессиональной деятельности, увеличение удельного веса школьников, которые захотели начать свой профессиональный путь в Республике Карелия.

В организации и проведении урока были задействованы 198 учителей, классных руководителей, педагогов-организаторов, психологов и других категорий школьных педагогических работников, а также 15 профконсультантов из районных Агентств занятости населения.

Организаторы профориентационного урока выражают большую благодарность всем лицам, участвующим в организации и проведении республиканского профориентационного урока «Живи, учись, работай в Карелии!». Им направлены сертификаты за подписью организаторов профориентационного урока и руководителей профильных органов исполнительной власти, подтверждающие этот уникальный опыт.

Подробная отчетная информация об итогах профориентационного урока опубликована на Интернет-портале «Моя карьера» в разделе «Третий профориентационный урок» по адресу: http://mycareer.karelia.ru/materials/prof-class.

Центр бюджетного мониторинга на Международном форуме труда в Санкт-Петербурге

С 28 февраля по 1 марта 2019 уже в Санкт-Петербурге состоялся Третий международный форум Труда, признанный крупнейшей в стране дискуссионной площадкой о рынке труда и развитии человеческого капитала. Организаторами форума выступили Правительство Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский государственный университет при поддержке Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. В числе участников и посетителей Форума – более 5700 ведущих экспертов по управлению персоналом, ученых, представителей органов власти и служб занятости из 50 стран и всех регионов России. Программа объединила 64 деловых сессии и круглых стола, 2 выставки, 5 конференций, 2 HR-марафона, 8 круглых стола, HR-хакатон, а также ворк-шопы, мастер-классы, пленарные сессии и деловые игры.

Сотрудники Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ (далее – ЦБМ) являются постоянными участниками этого ежегодного международного мероприятия. В этом году в работе деловой программы Форума приняли участие И.С. Степусь, начальник отдела прогнозирования, и А.В. Симакова, ведущий специалист.

Пленарное заседание III Санкт-Петербургского международного форума труда на тему «Человеческий капитал. Цифровизация. Производительность труда» было открыто выступлениями Председателя Счетной палаты РФ Алексея Кудрина, ректора СПбГУ Николая Кропачева, Врио губернатора Санкт-Петербуга Александра Беглова, генерального директора компании HeadHunter Михаила Жукова, профессора Лондонской школы экономики, лауреата Нобелевской премии по экономике Кристофера Писсаридеса. Ведущие эксперты оценили перспективы «нового труда» и обсудили тренды рынка.

В ходе работы Форума на секционном заседании «Рынок труд молодых специалистов в России: структура, тенденции, проблемы трудоустройства» был представлен доклад сотрудников Центра бюджетного мониторинга на тему «Трудоустройство выпускников для работы в компаниях приоритетных территорий Российской Федерации».

В ходе своего выступления И.С. Степусь и А.В. Симакова рассказали о проблемах кадрового обеспечения приоритетных территорий Российской Федерации, а также презентовали проект «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока», поддержанный Фондом президентских грантов. Выступление вызвало живой интерес и многочисленные вопросы со стороны аудитории и модератора секции. По итогам выступления Степусь И.С и Симакова А.В. награждены памятными дипломами Санкт-Петербургского государственного университета.

Большое количество мероприятий Форума было посвящено вопросам профориентации как среди подрастающего поколения, так и среди взрослого населения. Сотрудники ЦБМ приняли участия в тематических секциях «Все о профориентации: от молодежи до «серебряного возраста», «Кто «платит» за профориентацию: бизнес или государство?», «Рынок профессий vs компетенций».

Традиционное участие в таком Форуме показало, что ведущие направления деятельности Центра бюджетного мониторинга полностью соответствуют актуальным обсуждаемым на международном уровне проблемам развития человеческого капитала. В рамках Форума сотрудникам Центра бюджетного мониторинга удалось обменяться ценнейшим опытом и приобрести новые перспективные идеи.

Профориентация: финская модель

Сотрудники Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ профессор В.А. Гуртов и д.полит.н. М.А.Питухина, а также зав. кафедрой психологии В. Н.Колесников по приглашению Университета Восточной Финляндии (г. Йоэнсуу) в течение трех дней знакомились с финским опытом в области профориентации, который признан как лучший в мировом научном сообществе. В Финляндии подготовка профессиональных профориентаторов на уровне бакалавриата и магистратуры осуществляется в Университете Восточной Финляндии;в Университете Ювяскюля идет подготовка только магистров.

Программа пребывания в Йоэнсуу была очень насыщенной. В первый рабочий день состоялся научный семинар по обмену опытом в области профориентации. Финские коллеги из подразделения по профориентации (Counseling Unit) Университета Восточной Финляндии представили три доклада, в которых рассказали о ключевых особенностях организации и принципах работы системы профоринтации и профконсультирования в Финляндии, программах профессиональной подготовки профориентаторов, технологиях консультирования при построении жизненной карьеры.

Профессия профориентатора является востребованной на финском рынке труда, в каждой финской школе работает от 2 до 4 дипломированных специалистов — профориентаторов. Финский опыт в области профориентации является передовым в мире, что позволяет стране успешно преодолевать разрыв по профессионально-квалификационной структуре на рынке труда.

От Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ с докладом выступила М.А.Питухина, в котором рассказала о ходе реализации проектав области профориентации российских школьников, поддержанного Фондом президентских грантов и нацеленного на кадровое обеспечение экономики Арктики и Дальнего Востока.

Во время визита обсуждалась также возможность совместного проекта по тематике рынка труда и профориентации в рамках приграничного сотрудничества.

Второй день визита включал в себя знакомство с работой центра молодежи г. Йоэнсуу (Ohjamoo), центра занятости (TE-palvelut).

Очень интересной и содержательной была встреча с профориентаторами из Карельского университета прикладных наук. В своем докладе руководитель отделения профориентации подробно рассказала о работе со студентами 1-4 курсов при конструировании жизненной карьеры. В университете, где обучается 4 тыс. студентов, 21 профессиональный консультант и еще 35 преподавателей специальных дисциплин имеют в педагогической нагрузке деятельность по профессиональному консультированию. Как результат – 80% выпускников университета по завершению учебы получают работу по специальности, которую получили в университете во время учебы.

Система профориентации Финляндии (counseling) поставлена на очень высокий уровень и существенно отличается от профориентации в традиционном классическом понимании (vocational guidance), поскольку включает в себя элементы психологической поддержки и развития ребенка, социального комфорта и инклюзии (VIP-model), раскрытие потенциала каждого ребенка.

Основа конструирования профессиональной и жизненной карьеры закладывается во время учебы в 7х-9х классах обычной базовой школе. Во время встречи с профориентаторами в финской школы Рантакюля, было подробно рассказано о методике профконсультирования. В школе 440 учеников, работают 3 педагога с нагрузкой по профконсультированию, по этой дисциплине в каждом классе аудиторные занятие один час в неделю. У педагогов, как групповые занятия, так и подавляющая часть – индивидуальные беседы с учениками. Семиклассники два дня в год «работают» в организациях, как правило, на тех же рабочих местах, где и их родители. Восьмиклассники и девятиклассники уже по неделе в течение года «работают» и знакомятся детально с двумя профессиями, которые они выбрали ранее вместе с профконсультантом.

   

В третий день рабочей программысостоялся визит в исследовательский Центр VERAУниверситета Восточной Финляндии, который занимается исследованием социальных процессов в приграничных территориях государств, границы между которыми возникли в конце 20- начале 21 века.

В Центре VERA также работают научные сотрудники, которые ранее учились и жили в республиках СССР. Во время встреч состоялся полезный обмен мнениями о ходе исследований и возможностями кооперации в сфере приграничного сотрудничества.

Центр бюджетного мониторинга ПетрГУ в Арктическом Совете

5-6 февраля 2019 года в г. Кеми, Финляндия прошло заседание рабочей группы Арктического Совета по устойчивому развитию (SDWG). Арктический совет — это ведущий межправительственный форум, содействующий сотрудничеству, координации и взаимодействию между арктическими государствами.

На встрече в Кеми присутствовали представители МИДов всех стран-членов Арктического Совета (Канады, Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, Исландии, России и США), а также представители Ассоциаций коренных народов Арктики –гвичинов, алеутов, атабасков, инуитов, саамов и Ассоциация коренных малочисленных народов крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В состав российской делегации была включена ведущий научный сотрудник Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ д.полит.н. М.А.Питухина.

В течение двух дней в Кеми активно обсуждалась реализация странами-членами Арктического Совета проектов, инициированных и реализованных в 2017-2019 годах в период председательства Финляндии в Арктическом Совете. Тематика проектов охватывала сферы энергетики, равноправия полов, поддержания здоровья в арктических сообществах, образования коренных народов, поддержки кочевых школ. Также были представлены новые перспективные проекты.

М.А. Питухина выступила на заседании рабочей группы SDWG Арктического Совета с презентацией проектной идеи «Arctic Migration Index in Scandinavia and the Russian Federation». Объектом исследования являются четыре типа миграционных потоков — трудовая циркулярная, образовательная, отпускная миграция и миграция пенсионеров.

Эта проектная инициатива была активно поддержана представителем МИДа Исландии, которая председательствует в Арктическом Совете в 2019-2021 годах. Представители МИДов Норвегии и Финляндии отметили, что тематика миграции в настоящее время крайне важна и интересна, а проектная идея является перспективной. Это служит основанием для подготовки полноценной заявки от ПетрГУ на 2019-2020 гг.

Для участников заседания рабочей группы Арктического Совета по устойчивому развитию принимающая сторона подготовила интересную культурную программу. На ледоколе «Сампо» был организован прием делегаций стран-членов Арктического Совета. Во время приема при температуре воздуха минус 30 градусов Цельсия желающим гостям предлагали искупаться в специальных гидрокостюмах среди льдов Ботнического залива. Желающие нашлись, и очень много.

Состоялся Второй методический вебинар по подготовке к проведению Всероссийского профориентационного урока «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!»

30 января 2019 года с 08:00 до 09:00 по московскому времени в формате онлайн-трансляции в сети Интернет состоялся Второй методический вебинар на тему: «Обсуждение организации и проведения Всероссийского профориентационного урока «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!». Профориентационный урок проводится в рамках проекта «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока», поддержанного Фондом президентских грантов и инициированного Центром бюджетного мониторинга.

Целевая аудитория вебинара была представлена членами региональных рабочих групп из арктических и дальневосточных регионов, а также из регионов-доноров молодых кадров для Арктики; педагогами школ и специалистами Центров занятости населения.

Для участия в вебинаре зарегистрировалось 246 слушателей из 27 субъектов Российской Федерации – 16 регионов Арктики и Дальнего Востока, а также 11 других субъектов Российской Федерации, выпускники вузов и колледжей которых традиционно начинают трудовой путь в арктических и дальневосточных компаниях.

Особенно активными участниками вебинара были представители Сахалинской, Новосибирской и Иркутской областей.

   

От лица организаторов вебинара с краткими сообщениями выступили представители Центра бюджетного мониторинга: Гуртов В.А., Симакова А.В и Степусь И.С, а также директор МОУ «Средняя школа №35» города Петрозаводска Прожеева Е.В.

Во время вступительного сообщения В.А. Гуртов, руководитель рабочей группы по подготовке и проведению профориентационного урока, рассказал участникам вебинара о состоявшемся 17 декабря 2018 года в Государственной Думе Российской Федерации круглом столе на тему «Законодательные основы формирования механизмов привлечения молодых специалистов в Арктику и на Дальний Восток» с презентацией Всероссийского профориентационного урока «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока».

Далее в своем докладе Валерий Алексеевич акцентировал внимание на основных особенностях, которым надо уделить внимание при организации и проведении профориентационного урока в школах: временные рамки и форматы проведения урока, включение урока в образовательный процесс, возможный круг лиц, участвующих в организации и проведении урока и др.

Симакова А.В. представила участникам вебинара информацию о содержательном наполнении и функциональных возможностях основного инструментария для проведения профориентационного урока – Интернет-портала «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока».

Степусь И.С. рассказала о заключительном этапе проведения Всероссийского профориентационного урока – формировании итоговой отчетности образовательных организаций, которая служит основой для определения масштаба проведенного урока в регионах. Эффективность проведения урока позволят определить специально разработанные анкеты для школьников («до урока» и «после урока»), о которых также шла речь в выступлении И.С. Степусь.

   

Результатами апробации инструментария и методическим опытом проведения профориентационного урока «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!» в одной из школ города Петрозаводска поделилась Е.В. Прожеева, директор средней школы №35. Профориентационные уроки «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!» состоялись в этой школе для учащихся 8-го и 9-го классов в рамках уроков обществознания и географии.

Подробная программа вебинара, презентации сообщений, видеозапись вебинара доступна на Интернет-портале «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока» по адресу http://dv-arctic.labourmarket.ru/actual/webinar2

   

В заключении организаторы ответили на поступившие вопросы от участников вебинара, а также еще раз акцентировали внимание на важности проведения Всероссийского профориентационного урока «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!».

Интернет-трансляция вебинара проходила в режиме оn-line. Техническую поддержку вебинара обеспечили РЦ НИТ и Медиацентр ПетрГУ.

«Мероприятие проведено с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов»

Круглый стол в Госдуме

17 декабря в Москве, в Малом зале Государственной Думы состоялся круглый стол на тему «Законодательные основы формирования механизмов привлечения молодых специалистов в Арктику и на Дальний Восток» с презентацией Всероссийского профориентационного урока «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока».

Инициатором проведения круглого стола выступил Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета, в рамках которого реализуется проект «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока», поддержанный Фондом президентских грантов.

Кадровое обеспечение Арктики и Дальнего Востока, стратегически важных макрорегионов Российской Федерации, вызывает внимание и озабоченность у представителей федеральных и региональных органов власти, депутатов Государственной Думы и региональных законодательных собраний, представителей бизнеса и образования. В круглом столе приняли участие более 250 человек, в том числе представители всех дальневосточных и арктических регионов, руководители профильных федеральных министерств и ведомств, директора предприятий, ректора вузов, а также студенты вузов и колледжей.

Ведущим круглого стола был Председатель Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Михайлович Харитонов.

Основным докладчиком на круглом столе была Шабаева Светлана Владимировна – директор Института экономики и права ПетрГУ, которая провела презентацию Всероссийского профориентационного урока «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока». Основная цель урока – формирование позитивного имиджа Дальнего Востока и Арктики в молодежной среде через информирование школьников и студентов о возможностях построения престижной карьеры и успешной жизни в Арктике и на Дальнем Востоке.

В числе выступающих были Артур Николаевич Чилингаров — специальный представитель Президента Российской Федерации по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, Мария Александровна Воропаева — председатель Молодежного парламента при Государственной Думе, Ховрат Сергей Владимирович — генеральный директор Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, Смоляк Григорий Викторович — заместитель министра Минвосторазвития, депутаты Государственной Думы.

Организаторы круглого стола учредили специальные призы для студентов-участников круглого стола за наиболее интересный вопрос и конструктивные предложения по тематике мероприятия. Победителями были признаны Валерия Рузакова – магистр МГИМО председатель студенческого клуба «Арктика» и Строганов Руслан – студент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

От ПетрГУ в подготовке и проведении круглого стола приняли участие 5 человек. Вместе с С.В. Шабаевой в мероприятиях участвовали сотрудники Центра бюджетного мониторинга – В.А. Гуртов, И.С. Степусь, А.В. Симакова, О.Н. Ширяева. Также в составе карельской делегации была Е.В. Прожеева – директор 35 школы города Петрозаводска, которая является ведущим методистом по проведению профориентационного урока среди школьников.

По итогам круглого стола выработаны рекомендации в адрес Правительства Российской Федерации, органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации по формированию механизмов привлечения и закрепления молодых специалистов в Арктике и на Дальнем Востоке.

По завершении заседания участники долго не расходились. В Госдуме есть места, где традиционно участники различных мероприятий делают фото на память. Сфотографировались и мы. Нам еще дополнительно повезло, поскольку после завершения круглого стола удалось пообщаться с А.Н. Чилингаровым и Н.М. Харитоновым, которые пожелали нам успехов в проведении Всероссийского профориентационного урока.

В рамках подготовки к Всероссийскому профориентационному уроку «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!» состоялся Первый методический вебинар

6 декабря 2018 года состоялся Первый методический вебинар по тематике «Обсуждение проекта методических рекомендаций для педагогов образовательных организаций и специалистов по профориентации по проведению Всероссийского профориентационного урока «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока». Профориентационный урок проводится в рамках проекта «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока», поддержанного Фондом президентских грантов и инициированного Центром бюджетного мониторинга.

Вебинар проводился в два этапа: первый – для регионов Арктики и Дальнего Востока в 8.00 по московскому времени, второй – для регионов, часть выпускников вузов и колледжей которых традиционно начинают трудовой путь в арктических и дальневосточных компаниях, в 15.00 по московскому времени. Цель вебинара – представить участникам проект методических рекомендаций по подготовке и проведению Всероссийского профориентационного урока «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока» и рассказать об успешном опыте проведения подобных уроков в Республике Карелия.

Целевая аудитория вебинара представлена участниками, организующими подготовку и проведение Всероссийского профориентационного урока – учителя школ; классные руководители; специалисты по профориентации, представители органов местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования; специалисты органов службы занятости населения.

В вебинаре приняли участие более трехсот слушателей из 29 субъектов Российской Федерации – все 15 регионов Арктики и Дальнего Востока, а также 14 других субъектов Российской Федерации, выпускники вузов и колледжей которых традиционно начинают трудовой путь в арктических и дальневосточных компаниях.

Особенно активными участниками вебинара были представители Санкт-Петербурга, Республики Башкортостан, Сахалинской области и Омской области.

От лица организаторов вебинара с краткими сообщениями выступили представители Центра бюджетного мониторинга Гуртов В.А., Шабаева С.В. и Симакова А.В.

От лица органов исполнительной власти в сфере образования, труда и занятости населения Республики Карелия Борисенкова С.А. и Васильева Н.В.

Методическим опытом проведения профориентационных уроков поделилась Прожеева Е.В. директор средней школы города Петрозаводска.

 

Подробная программа вебинара, презентации сообщений, видеозапись вебинара доступна на Интернет-портале «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока» по адресу http://dv-arctic.labourmarket.ru/actual/webinar?w=w1

В заключении организаторы ответили на поступившие вопросы от участников вебинара.

Интернет-трансляция вебинара проходила в режиме оn-line. Техническую поддержку вебинара обеспечили РЦ НИТ и Медиацентр ПетрГУ.