Профориентация: финская модель

Сотрудники Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ профессор В.А. Гуртов и д.полит.н. М.А.Питухина, а также зав. кафедрой психологии В. Н.Колесников по приглашению Университета Восточной Финляндии (г. Йоэнсуу) в течение трех дней знакомились с финским опытом в области профориентации, который признан как лучший в мировом научном сообществе. В Финляндии подготовка профессиональных профориентаторов на уровне бакалавриата и магистратуры осуществляется в Университете Восточной Финляндии;в Университете Ювяскюля идет подготовка только магистров.

Программа пребывания в Йоэнсуу была очень насыщенной. В первый рабочий день состоялся научный семинар по обмену опытом в области профориентации. Финские коллеги из подразделения по профориентации (Counseling Unit) Университета Восточной Финляндии представили три доклада, в которых рассказали о ключевых особенностях организации и принципах работы системы профоринтации и профконсультирования в Финляндии, программах профессиональной подготовки профориентаторов, технологиях консультирования при построении жизненной карьеры.

Профессия профориентатора является востребованной на финском рынке труда, в каждой финской школе работает от 2 до 4 дипломированных специалистов — профориентаторов. Финский опыт в области профориентации является передовым в мире, что позволяет стране успешно преодолевать разрыв по профессионально-квалификационной структуре на рынке труда.

От Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ с докладом выступила М.А.Питухина, в котором рассказала о ходе реализации проектав области профориентации российских школьников, поддержанного Фондом президентских грантов и нацеленного на кадровое обеспечение экономики Арктики и Дальнего Востока.

Во время визита обсуждалась также возможность совместного проекта по тематике рынка труда и профориентации в рамках приграничного сотрудничества.

Второй день визита включал в себя знакомство с работой центра молодежи г. Йоэнсуу (Ohjamoo), центра занятости (TE-palvelut).

Очень интересной и содержательной была встреча с профориентаторами из Карельского университета прикладных наук. В своем докладе руководитель отделения профориентации подробно рассказала о работе со студентами 1-4 курсов при конструировании жизненной карьеры. В университете, где обучается 4 тыс. студентов, 21 профессиональный консультант и еще 35 преподавателей специальных дисциплин имеют в педагогической нагрузке деятельность по профессиональному консультированию. Как результат – 80% выпускников университета по завершению учебы получают работу по специальности, которую получили в университете во время учебы.

Система профориентации Финляндии (counseling) поставлена на очень высокий уровень и существенно отличается от профориентации в традиционном классическом понимании (vocational guidance), поскольку включает в себя элементы психологической поддержки и развития ребенка, социального комфорта и инклюзии (VIP-model), раскрытие потенциала каждого ребенка.

Основа конструирования профессиональной и жизненной карьеры закладывается во время учебы в 7х-9х классах обычной базовой школе. Во время встречи с профориентаторами в финской школы Рантакюля, было подробно рассказано о методике профконсультирования. В школе 440 учеников, работают 3 педагога с нагрузкой по профконсультированию, по этой дисциплине в каждом классе аудиторные занятие один час в неделю. У педагогов, как групповые занятия, так и подавляющая часть – индивидуальные беседы с учениками. Семиклассники два дня в год «работают» в организациях, как правило, на тех же рабочих местах, где и их родители. Восьмиклассники и девятиклассники уже по неделе в течение года «работают» и знакомятся детально с двумя профессиями, которые они выбрали ранее вместе с профконсультантом.

   

В третий день рабочей программысостоялся визит в исследовательский Центр VERAУниверситета Восточной Финляндии, который занимается исследованием социальных процессов в приграничных территориях государств, границы между которыми возникли в конце 20- начале 21 века.

В Центре VERA также работают научные сотрудники, которые ранее учились и жили в республиках СССР. Во время встреч состоялся полезный обмен мнениями о ходе исследований и возможностями кооперации в сфере приграничного сотрудничества.