13 декабря 2016 года в Государственной Думе Российской Федерации состоялось заседание круглого стола по теме: «Подготовка научно-педагогических кадров: проблемы и пути совершенствования». Организатором круглого стола выступили Комитет по образованию и науке Государственной Думы и Минобрнауки России. Мероприятие было представительным, зал заседаний был полностью заполнен. В числе участников — руководители профильных Департаментов федеральных министерств и ведомств, депутаты Госдумы, представители университетов и академических институтов.
Тематика круглого стола была «заточена» на аспирантуру, как третью ступень высшего образования согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации».
Во вступительном слове Никонов В.А., председатель Комитета Госдумы по образованию и науке, обозначил проблемные вопросы по аспирантской подготовке, которые обсуждаются в научно-педагогическом сообществе и требуют своего решения.
Среди них следующие:
- Поскольку аспирантура третья ступень высшего образования, то, кто должен учить и чему учить аспиранта? Должна ли быть «жесткая» связь обучения в аспирантуре с защитой кандидатской диссертации?
- Нужна ли научная аспирантура без образовательного компонента, предназначенная для реализации в академических институтах?
- Какие ученые степени присваивать, оставить степени кандидата и доктора наук или идти по пути присвоения степени PhD (доктор философии), DBA (доктор бизнес-администрирования) и DPA (доктор государственного управления)?
- Как определить потребность российской экономики в кадрах высшей научной квалификации, особенно для предпринимательского сектора и сектора государственной службы?
Затем с докладами выступили заместитель министра образования и науки России Л.М. Огородова и председатель Экспертного совета по высшему образованию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке, ректор МИФИ М. Н. Стриханов.
В обсуждении докладов в русле поставленных проблемных вопросов приняли участие В.М.Филиппов, председатель ВАК при Минобрнауки России; Г.К. Сафаралиев, депутат Госдумы; представители федеральных министерств и ведомств, руководители ведущих российских университетов и академических институтов.
В работе круглого стола по приглашению Комитета по образованию и науке Госдумы принял участие В. А. Гуртов, директор Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ.
Центр бюджетного мониторинга на протяжении более чем 10 лет, по поручению профильных Департаментов Минобрнауки России и Высшей аттестационной комиссии осуществляет информационную и научно-методическую работу в сфере подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации.
В заключительном слове В.А. Никонов отметил, что площадка Комитета по образованию и науке Государственной Думы в очередной раз показала свою эффективность при обсуждении сложных и комплексных проблем системы высшего образования.